Глава XIII. Сейтек. Появление Семетея.
(60) В битве богатырей меч удлиняется - мотив, встречающийся в народной сказке (см. например узбекскую сказку "Меч - богатырь", в сборнике Буюка Каримова "Узбекские народные сказки", Ташкент, 1940). Таким же сказочным мечом в узбекском эпосе владеет Гороглы (см. "Узбекский эпос", стр. 373).
Богатырский меч рассекает камень. Это сказочное свойство мечей известно из эпоса многих народов.
(62) Одноглазый великан Мадыкан-доо верхом на быке - фигура, имеющая многочисленные аналогии в богатырской сказке тюркоязычных народов Сибири. На быке выезжают в бой чудовищные вражеские богатыри в алтайском эпосе и в особенности властитель подземного мира Эрлик-хан (см. "Аносский сборник", стр. 63, 193).
(63) Скачка Конурбая и Манаса принадлежит к типическим местам среднеазиатского эпоса и имеет много общих стилистических признаков с картинами богатырской скачки в эпосе казахском и узбекском (см. "Узбекский эпос", стр. 369 след.).
(64) Жалоба Манаса об его погибших соратниках содержит элементы обрядового плача. см. Ниже Каныкей о Манасе. Обрядовые песни в традиционных рамках патриархально-родового быта, вообще играют важную роль в составе киргизского и казахского эпоса. Об этом см. М. Ауэзов и Л. Соболев "Эпос и фольклор казахского народа" ("Литературный критик", 1940, № 1, стр. 170 след.).
(65) Чамбыл-бель - легендарная крепость Горголы, выстроенная на горном перевала. Связь туркмена Музбурчака с Чалмымбелем, может быть, указывает на позднейшее влияние эпических сказаний о Горогаы.
(66) Скорбь животных об умершем хозяине соответствует народным представлениям о симпатической связи между ними и героем. см. Выше прим. 8.
(67) Джакып сватает Каныкей за своих младших сыновей по обычаю левирата (см. прим. 1). Однако, по отношению к вдове Ианаса народное сознание воспринимает посягательства Кёбёша и роль Джакыпа как святотатственное преступления. Постоянный эпитет, сопровождающий в эпосе имена сыновей Джакыпа - "негодяи" (арам кул - буквально "нечистые рабы"). Однако, в дальнейшем, уступая традиционному семейному праву, Семетей сам сватает свою мать за Абыке, а затем Сейтек, сын Семетея, сватает свою мать Айчурек за Кульчоро, как названного брата Семетея.
(68) Спасение младенца путем подмены в колыбели его однолеткой – распространенный мотив эпических сказаний. см. рассказ о спасении младенца Идиге (Н. Семенов "Тузем цы северо-восточного Кавказа", СПБ, 1895, стр. 419).
(69) Существуют многочисленные рассказы о самке животного, вскормившей будущего героя: Кира вскормила собака, Ромула и Рема - волчица, младенца Гороглы (в туркменской и узбекской версиях) - кобыла и др. Мотив этот восходит в конечном счете к представлениям о звериных предках рода, связанным с тотемизмом. В этом смысле характерно, что самка архара отождествляется в сознании Каныкей с Кайыпом, духом - покровителем этих животных, и появляется под священным деревом ("бай терек").
(70) Алп Каракуш - в киргизском фольклоре гигантская сказочная птица, которая выносит героя на своих крыльях из подземного мира (в арабских сказках - птица Рох, в иранских и среднеазиатских - Симург, у тюркских и монгольских народов Сибири и Средней Азии - Кан Гаридэ).